среда, 4 января 2012 г.

Борьба с коррупцией в Китае

Антикоррупционное законодательство в Китае очень жесткое, во многом даже жестокое. Как же это отражается на условиях для ведения бизнеса в Китае, на уровне взяточничества, и, вообще, удалось ли добиться успеха китайским правоохранительным органам в борьбе со взятками?


В законодательстве Китая предусмотрено два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и с отсрочкой приведения в исполнение до двух лет. В случае с отсрочкой, приговоренный на смерть может ее избежать, если в течении этих двух лет будет примерно себя вести и не удостоится никаких нареканий в свою сторону. Но наказания в любом случае ему избежать не удастся: казнь будет просто заменена тюремным заключением. По мнению одного из директоров китайской программы в фонде «Карнеги за международный мир» Минь Синь Пэя данный метод – лишь «символический жест», который может запугать часть чиновников, но, к сожалению, не затрагивает корней проблемы. Он считает, что антикоррупционные меры Китая носят довольно мягкий характер. Также существуют статистические данные, по которым лишь 6% уличенных в коррупции лиц действительно наказывают.
Антикоррупционная борьба ведется в Китае с 80-х гг. На протяжении всех этих лет вопрос коррупции является одним из самых острых. Нынешний лидер страны Ху Цзиньтао, заявляя о том, что «жизнь и смерть партии и государства зависит от наличия сильной политической воли для наказания и предотвращения явлений коррупции», является лишь продолжателем курса по уничтожению коррупции, теория которого была заложена еще Дэн Сяопином.

Борьба с коррупцией в Поднебесной ведется по разным направлениям: издаются различные директивы и резолюции по данному вопросу. Наряду с уже существующими централизованными структурами по борьбе с коррупцией, таких как Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины и Министерство контроля, в декабре 2007 года руководство КНР создало Государственное Управление по предупреждению (противодействию) коррупции, главой которого назначили министра контроля Ма Вэнь. К функциям нового ведомства, подчиненного госсовету КНР, относятся и выявления коррупционеров, и разработка целых комплексов антикоррупционных мер, и даже ведение собственных расследований.

Одним из видов борьбы с «казнокрадством» в Китае является ротация кадров во всех органах власти, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и другие связи, способствующие незаконным действиям. Монтескье утверждал, что как «известно уже по опыту времен, всякий человек обладающий властью, склонен злоупотреблять ею» и мировая история этому подтверждение. Вот и Китай борется с коррупционерами, формируя у них моральные и нравственные принципы, а также повышая чувство долга и ответственности. Например, Ху Цзиньтао разработал «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая. На юге Китая в партийной школе, где проходят подготовку госслужащие, появились специальные занятия, названные «антикоррупционное тай-чи», которые помогают бороться с соблазнами взять взятку с помощью медитации, восточных единоборств и силовых упражнений. Задействована даже игровая технология под названием «Неподкупный борец», в которой пользователи уничтожают коррумпированных чиновников,и снят фильм «Роковое решение», просмотр которого является обязательным для всех государственных чиновников. А в Пекине работает «горячая телефонная линия», по которой любой житель Поднебесной может анонимно сообщить о злоупотреблениях конкретного лица своим служебным положением.

И конечно, нельзя оставить без особого внимания, одну из основных мер по противодействию коррупции – смертную казнь. Начиная с 1982 года, в соответствии с Уголовным Кодексом, взяточничество являлось преступлением и каралось либо пожизненным заключением, либо казнью. Со временем изменилась только технология самой казни – вместо расстрелов ввелись более «гуманные» смертные инъекции – а само существование казни осталось.

Но несмотря на столь сильную решимость правительства в борьбе с коррупцией, по оценкам китайских экспертов, экономика КНР ежегодно теряет 13-17% ВВП и 20% государственных финансов попадает в руки нечестных чиновников. Да и цифры, обсуждаемые народом Китая, никого не оставят равнодушными:
На январь 2010 года по данным дисциплинарной комиссии компартии Китая за границу сбежало более 4 тыс. партийных чиновников, которые прихватили с собой 7,1 млрд. $ (50 млрд юаней).
Статистические данные World Luxury Association (WLA) на 2007 год показывают, что Китай вышел на третье место в мире по сумме расходов на покупку предметов роскоши, потребителями которых являются партийные чиновники.
Газета «Times» сообщает о том, что в интернет просочился 67 – страничный доклад Народного банка Китая, в котором оглашаются скандальные факты коррупционного Китая. Изначально секретные, попав в Интернет, данные заинтересовали общественность и СМИ, но тут же пропали с сайта Народно банка.

Также есть и цифры, которые смогут «порадовать» китайский народ:
-По итогам 2010 года, как сообщает «The Epoch Times» с ссылкой на издание «Фачжи Жибао», в Китае к высшей мере наказания и пожизненному заключению были приговорены 11 высших чиновников. Среди этих коррупционеров четверо были приговорены к пожизненному заключению, семеро – к смертной казни.
-Всего с 2000 года, как сообщают Российские СМИ, в Китае были расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения.
-В 2007 году Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины при выпустила указ, который предусматривал «снисходительность» в отношении тех, которые добровольно сознаются в коррупции. Всего за 1 месяц 1790 человек пришли с повинной, вернув государству 10,2 млн. $. За последние 5 лет 140. 660 государственных чиновников добровольно вернули государству взятки количеством 89, 18 млн $.
-Согласно Рейтингу коррумпированности, опубликованной «Трансперенси Интернешнл» в 2007 году, Китай на 72-ом месте из 180 стран, принимавших участие в данном исследовании

Обзор индекса восприятия коррупции в 2010 году. Красным отмечены государства с сильной коррупцией, синим — с маленькой


Правда, жизнь осужденных на тюремное заключение в Китае не так уж «тяжела», как сообщает французская газета «Мариан»: для коррупционеров построены специальные тюрьмы по европейским стандартам, внутри которых есть офисные помещения, банкетные залы и балконы, а вокруг располагаются спортивные площадки теннисные корты, искусственные водоемы, сады и парки. Наверняка, многие чиновники уже заказали себе такой «номер». И, несмотря на то, что количество осужденных за взятки огромен, что, конечно же радует, в обществе бытует мнение, что «большие мошенники выступают с докладами о борьбе с коррупцией, средние производят ревизии, а мелкие – попадают в тюрьму». А как можно объяснить то, что правительство подавляло митинги и демонстрации студентов против бюрократии и коррупции с помощью военной силы. Зачем правительству нужно бороться с теми, кто помогает ему бороться с коррупцией? Не лучше ли было объединить свои силы в борьбе за общее дело? И почему по результатам голосования в Постоянном комитете китайского политбюро уже в пятый раз не проходит законопроект относительно «обнародования информации о семейных доходах, владении собственностью и фондами членов партии», представленный комитетом центрального правительства по соблюдению дисциплины и министерством наблюдения. Чего же так боятся партийные работники?

Вот фотографии не для слабонервных. Мы долго размышляли, стоит ли приводить эти шокирующие изображения, но без них этот материал был бы не полным. Таковы национальные особенности. В Китае смертные казни объявляются при большом стечении людей, широко освещаются и не дискутируются. Нажмите на ссылки ниже.
Казни в китае широко освещаются прессой
http://ventalife.ru/wp-content/uploads/kazn-za-vziatki-01.jpg
Приговоры объявляются при большом стечении народа
http://ventalife.ru/wp-content/uploads/kazn-za-vziatki-02.jpg
Только в последнее время расстрел стали заменять смертельной инъекцией
http://ventalife.ru/wp-content/uploads/kazn-za-vziatki-05.jpg

Четвертый президент США и один из авторов конституции страны, Джеймс Медисон написал в издании «Федералист»: «Если бы людьми правили ангелы, ни в каком надзоре над правительством – внешним или внутренним – не было бы нужды. Но при создании правления, в котором люди будут ведать людьми, главная трудность состоит в том, что в первую очередь надо обеспечить правящим возможность надзирать над управляемыми; а вот вслед за этим необходимо обязать правящих надзирать за самими собой». Получается, что существование коррупции в правящих кругах бесконечно и любые меры по ее предотвращению бездейственны на практике.

Хотя, мы знаем примеры Швеции и Сингапура, которые выиграли этот «бой». И Китай, следуя словам Дэн Сяопина о том, что «мягкой рукой с преступностью не повоюешь и социальные уродства не выведешь», с помощью «кнута» может быть избавится от «зла», которое мешает стране процветать. И тогда править Поднебесной станут ангелы.

А до тех пор, пока победа над взяточниками не наступила, в сегодняшнем Китае при ведении реального бизнеса надо, с одной стороны, учитывать существование повсеместной коррупции, а с другой стороны, надо помнить о жестком антикоррупционном законодательстве и учитывать возможность его применения в отношении самого бизнесмена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий